Вопреки всему

Роберт Райт "Эволюция Бога: Бог глазами Библии, Корана и науки"

Эта книга - грандиозный рассказ о том, как родился, взрослел и становился нравственно совершеннее Бог иудаизма, христианства и ислама. Опираясь на самые авторитетные исследования по археологии, теологии, библеистике, истории религий и эволюционной психологии, автор показывает, как многочисленные кровожадные племенные боги войны становятся одним богом, ревнивым, высокомерным и мстительным. Затем этот бог преображается в Бога сострадания, любящего и заботящегося обо всех.
Вы узнаете, почему появились боги и как развивались представления о них; зачем нужны шаманы, жрецы, епископы и аятоллы; как бог иудеев победил других богов и стал единственным истинным богом, были ли у него жена и дочь; кто изобрёл христианство, как менялись представления об Иисусе, почему христианство выжило; чем объяснить триумф ислама, приверженцем какой религии был Мухаммад, как понимать Коран; есть ли будущее у религиозного взгляда на мир.
Издание адресовано как широкому кругу читателей, так и специалистам.


Аннотация не врёт, но ощущений от книги всё-таки не передаёт (:

Во время чтения я выписывала много цитат про царя Иосию или про то, чем Коран отличается от Библии, но после прочтения это оказалось уже неважным (:

Не всё, сказанное в Писании, следует понимать буквально, - это признают все верующие люди, которых я видела (хотя верующие бывают очень разные). Представления о боге менялись с течением времени.
Я всегда видела в этом только негативное: бог всё время отступал куда-то в трансцендентную область. Наука продвигается вперёд - бог говорит: хрен вам, я где-то в области, до которой вы не дошли! Наука ещё дальше - бог ещё дальше! Наиболее позитивное, что я могла по этому поводу подумать - что однажды бог отодвинется туда, где он совсем не будет затрагивать людей и создавать конфликтные ситуации (и это будет хорошо, и тогда я буду терпимее к религии), но мне никогда не приходило в голову найти в этом что-то приятное для верующих. А Роберту Райту пришло:

читать дальше

@музыка: Nine Inch Nails – Terrible Lie

@темы: Роберт Райт

Комментарии
15.10.2014 в 07:48

большое спасибо за рекомендацию, заинтересовало)
15.10.2014 в 08:49

Вопреки всему
[angry bird], будет здорово, если вам понравится (=
15.10.2014 в 10:50

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Коли это понравилось — советую «Агнец» Кристофера Мура и «Один день из жизни Бог(а)» Мартина Капарроса.
15.10.2014 в 11:02

Вопреки всему
naumchas, спасибо, запишу себе.
15.10.2014 в 11:27

Вопреки всему
naumchas, вообще, я не могу сказать, что это мега-суперкнига, что я 100% согласна с автором и что книга теперь будет моей настольной библией (: Но мысль интересная (и уж точно заслуживающая внимания), её можно интересно развить и интересно использовать, а ход рассуждений приятный.
15.10.2014 в 11:30

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Те, что я посоветовал — художественные, где эти мысли и развиты в двух разных направлениях: сатира и фантастика.
15.10.2014 в 11:31

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Большое спасибо за рецензию, особенно за личные впечатления. Обычно такие книги читаются у меня тяжело как раз из-за непримиримости, но повертеть в голове вместе с автором идею бога интересно, а если она написана так, как вы говорите, то и неприязни манера изложения наверняка не вызовет. Бесценная, в общем, штука, уже добыл, при первой же возможности прочту)
Спасибо еще раз.
15.10.2014 в 11:39

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
олсо, среди этого всего документально-научного самое сильное:
«Бог как иллюзия», Ричард Докинз.
«Восемь смертных грехов цивилизованного человечества», Конрад Лоренц.
15.10.2014 в 12:20

спасибо, интересная тема
16.10.2014 в 10:24

Вопреки всему
naumchas, до "смертных грехов" Лоренца ещё не добралась, а вот Докинз довольно нападающ, хотя и более точен.
"Эволюция Бога" Райта - это не совсем научный, скорее, философский труд (опирающийся на науку в том числе). Позиция Докинза мне ближе, но, боюсь, его книги нормально могут читать в основном только атеисты (: Именно вследствие некоторой агрессивности.

Многие атеисты утверждают, что верующие спорят устаревшими аргументами, на которые наука уже давно дала ответ. Но при этом эти же атеисты упускают из виду, что они с верующими тоже спорят устаревшими аргументами, которые религиозная мысль уже давно переросла. Распространённый случай: атеисты цитируют какие-нибудь кровавые строки из Писания, а потом наезжают: "какой же ты христианин, если так не делаешь?". И как-то упускают из виду, что христианство сегодня - это не то же самое христианство, которое было две тысячи, тысячу и даже сотню лет назад. Религиозная мысль эволюционирует, как и мысль научная.
Райт не совершает такой ошибки, потому что вся его книга как раз про эволюцию бога (и так и называется). И он явно уважает тех людей, о которых говорит.

Demon Alcohol, есть кусочки, когда автора можно заподозрить в глубокой религиозности, а есть - когда в непримиримом атеизме (= Но при внимательном прочтении становится понятно, что это особенность стиля (он такой лёгкий, практически художественный, образный), а сам автор прямым текстом заявляет, что он тут не свою собственную позицию высказывать пришёл и вообще не ему что-то однозначно утверждать.
Так как он мне нравится, то очень хочется приплюсовать его к своим единомышленникам-атеистам, но полной уверенности у меня нет, потому что о самом авторе я ничего не знаю, а в книге он свой нейтралитет выдержал (:
16.10.2014 в 10:35

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Религиозная мысль эволюционирует, как и мысль научная.
О том Докинз и пишет, только хм… утверждает обратное. Мол религия в своем эволюционном развитии — деградирует, а не развивается. Она отказывается от своих же догматов, подстраивается под время. В то время как наука старается докопаться до истины и найти что-то новое, что куда больше похоже на развитие.
16.10.2014 в 10:46

…Знаешь, полно причин сеять мрак и хаос. Но что-то велит держать этот пыл в руках.
Итиль Тёмная, раз с готовностью встает на обе точки зрения - с вероятностью, агностик, я думаю, что к атеизму довольно близко) Обязательно прочту, такое мировоззрение и мне близко, особенно, если еще и написано хорошо.
16.10.2014 в 11:25

Вопреки всему
naumchas, в том-то и дело. Для сравнения, Райт тоже говорит, что религия сильно зависит от времени (то есть подстраивается), но у него это эволюционный процесс. Вообще-то эволюция - это и есть приспособление под окружающие условия и поиск новых решений для лучшего приспособления. Это религия и делает.

Но это не столь уж и важно, главное в другом. Если Докинз своего "Бога как иллюзию" писал действительно с целью насаждения атеизма, то он совершенно не преуспел, потому что верующим он неприятен. Неприятно слушать человека, который откровенно не уважает твои убеждения. Даже если он прав, с ним попросту не захочется соглашаться. Нельзя писать воспитательные книги, вызывая отвращение у воспитываемого.

(: Странно сравнивать настолько разные книги, но тем не менее: в отличие от Докинза Райт не преследует цель доказать необходимость существования религии или необходимость её отсутствия. Он поставил другую цель: предположить возможные пути решения конфликтов, возникающих между представителями разных религий. А история развития религии ему в этом помогла. И одной этой книгой Райт потенциально может сделать для устранения конфликта (между религиями или между религией и наукой) намного больше, чем Докинз.
16.10.2014 в 11:48

Все, что раздражает в других, может вести к пониманию себя.
Райт потенциально может сделать для устранения конфликта
ок

эволюция - это и есть приспособление под окружающие условия и поиск новых решений для лучшего приспособления. Это религия и делает.
Странное противоречие в предложении. Эволюция — поиск новых решений, да. Только религия этого не делает. Она не ищет новых решений, учений и догм, а лишь отказывается от старых, очень сильно фильтруя «священные писания», оставляя какие-то плюс/минус адекватные куски. Она не эволюционирует, а деградирует. Скоро от нее останутся лишь общечеловеческие взгляды на нормальное сосуществование, которые сложились либо благодаря науке, либо благодаря адекватности живущих бок о бок.

Наука же — наоборот: всегда на страже чего-то нового. Наука с одинаковой страстью ищет новое, как и опровергает старое. Религия и близко не об этом.
16.10.2014 в 12:01

Вопреки всему
naumchas, так как о религии вообще нельзя говорить, как о науке (в силу своеобразности такого объекта, как "бог"), то спор выходит довольно странный (:

Эволюция — поиск новых решений, да. Только религия этого не делает. Она не ищет новых решений, учений и догм, а лишь отказывается от старых, очень сильно фильтруя «священные писания», оставляя какие-то плюс/минус адекватные куски. Она не эволюционирует, а деградирует.
Не скажите.
Новые догмы, положим, сегодня вряд ли кому-то нужны и вряд ли их так уж легко создать в современном мире (хотя у Джозефа Смита вполне получилось не так уж и давно). Но я не согласна, что церкви отказываются от писаний. Они _переосмысливают_ писания. Дилетантский пример - эволюция понятия "ближний" (которого надо любить).
Причём делают они это не только в последние столетия, а на протяжении всего времени существования этих самых догм.

То, что вы называете "общечеловеческими взглядами на нормальное сосуществование", не всегда было общечеловеческим. Человеческая мораль тоже постоянно меняется и фильтрует то, что ещё недавно было истинным, но вряд ли можно говорить, что мораль деградирует.

Религия - это не_наука. Поэтому неправильно было бы подходить к ней с теми же критериями, что и к науке.
16.10.2014 в 12:02

Вопреки всему
Они _переосмысливают_ писания
И находят новые решения, как сохранить свою веру в современных условиях.